Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.
Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.
Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных
Структура деятельности
- Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
- Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена.
- Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
- Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
- Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности.
- Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).
Виды деятельности
- По способам деятельности.
- По творческой роли деятельности.
- По характеру человеческой активности.
- По способу формирования человека как личности.
Виды деятельности (по способам деятельности)
- Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
- Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Практическая деятельность (материально-производственная деятельность; социально-преобразовательная деятельность).
Духовная деятельность (познавательная деятельность; ценностно-ориентировочная деятельность; прогностическая деятельность).
Виды деятельности (по творческой роли деятельности)
- Репродуктивная деятельность (направленная на получение известного результата труда).
- Продуктивная деятельность (производство новых идей, способов достижения цели).
Виды деятельности (по характеру человеческой активности)
- Созидательная деятельность - производство орудий труда, духовных ценностей.
- Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу и общество.
Виды деятельности (по способу формирования человека как личности)
- Игра
- Учение
- Труд
- Общение
Игра
- Вид деятельности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности.
- В игровой ситуации имитируется действительность.
- Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес
Учение
- Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности.
- Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.
Труд
- Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
- Характерно изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер, направленность на создание конкретного продукта, на преобразование внешнего мира.
Общение
- Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании; взаимопонимании.
- Понятия общение и коммуникация не равны.
Виды общения
- В зависимости от контингента участников: межличностное, личностно-групповое, межгрупповое.
- В зависимости от наличия промежуточных звеньев: непосредственное, опосредованное.
- В зависимости от продолжительности контакта: кратковременное, длительное.
- В зависимости от законченности: законченное, незаконченное (прерванное).
При подготовке конспекта использовались материалы со следующих сайтов:
Комментариев нет:
Отправить комментарий