четверг, 12 декабря 2013 г.

Деятельность человека и ее виды.

Деятельность - это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.
Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.

Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных


Структура деятельности

  • Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
  • Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена.
  • Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
  • Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
  • Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности.
  • Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).

Виды деятельности

  • По способам деятельности.
  • По творческой роли деятельности.
  • По характеру человеческой активности.
  • По способу формирования человека как личности.

Виды деятельности (по способам деятельности)

  • Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
  • Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Практическая деятельность (материально-производственная деятельность; социально-преобразовательная деятельность).
Духовная деятельность (познавательная деятельность; ценностно-ориентировочная деятельность; прогностическая деятельность).

Виды деятельности (по творческой роли деятельности)

  • Репродуктивная деятельность (направленная на получение известного результата труда).
  • Продуктивная деятельность (производство новых идей, способов достижения цели).

Виды деятельности (по характеру человеческой активности)


  • Созидательная деятельность - производство орудий труда, духовных ценностей.
  • Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу и общество.

Виды деятельности (по способу формирования человека как личности)

  • Игра
  • Учение
  • Труд
  • Общение

Игра

  • Вид деятельности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности.
  • В игровой ситуации имитируется действительность.
  • Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес

Учение

  • Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности.
  • Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.

Труд

  • Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
  • Характерно изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер, направленность на создание конкретного продукта, на преобразование внешнего мира.

Общение

  • Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании; взаимопонимании.
  • Понятия общение и коммуникация не равны.

Виды общения

  • В зависимости от контингента участников: межличностное, личностно-групповое, межгрупповое.
  • В зависимости от наличия промежуточных звеньев: непосредственное, опосредованное.
  • В зависимости от продолжительности контакта: кратковременное, длительное.
  • В зависимости от законченности: законченное, незаконченное (прерванное).
При подготовке конспекта использовались материалы со следующих сайтов:


Комментариев нет:

Отправить комментарий